PoliticalMind

Политическая аналитика

Принципы разрешения национального вопроса –
Политические материалы » Словарь политологических понятий » Принципы разрешения национального вопроса –

1) демократизм, основанный на праве наций на самоопределение и на всемерном учёте национальных интересов;

2) компромисс и диалог сторон с учётом реальной национальной ситуации;

3) равноправие всех наций и народностей независимо от численности и уровня развития;

4) взаимно связь между правами и свободами наций и правами и свободами отдельной личности;

5) отказ от узкоклассового подхода к решению национальных проблем;

6) непримиримость к любым проявлениям национализма;

7) общность исторической судьбы народов, обеспеченность целостности государства.

Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определённых социальных слоёв и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путём завоевания государственной власти и участия в её осуществлении.

Политическая система – это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Выборы – это основной фундамент демократичности общества. Русский философ И. А. Ильин отмечал, что не каждый народ и не всегда способен выделить к власти лучших при помощи всенародных выборов. Эффективность выборов зависит от целого ряда политических, экономических, социальных, психологических и других факторов.

Пропорциональные выборы – при этих выборах от каждого округа избирается не один, а несколько депутатов, представляющих различные партии. При этой системе создаются достаточно крупные избирательные округа, чтобы дать округу право избирать, скажем, 5 депутатов. Если, например, одна партия в таком округе получает 40% всех голосов, то она, соответственно, получает 40% от 5 мест, т.е. 2 места. Если три другие партии получают от 16 до 24% голосов каждая, то они завоёвывают по одному месту. Такая система выборов позволяет представлять места в выборном органе сравнительно мелким партиям.

Мажоритарные выборы – суть заключается в том, что от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший большее число голосов. Однако это большинство может быть двух видов:

- Абсолютное;

- относительное.

В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей.

В том случае, если ни один из кандидатов не получает 50% + 1 голос, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Победителем во втором туре становится кандидат, набравший относительное большинство голосов.

Оппозиция – представляет собой политическую силу (совокупность политических сил), противостоящую официальной власти. Оппозиция выступает в форме фракций, коалиций, блоков. Как правило тон в оппозиции задаёт интеллигенция. Позитивное значение оппозиции – она держит под контролем и в напряжении официальные власти. Условно оппозицию можно разделить на два вида: «культурную» и «дикую», конструктивную и экстремистскую.

Парламентская республика – характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство в полном составе несёт всю ответственность за свою деятельность. Участие президента в формировании правительства минимально, оно формируется партией, получившей большинство на выборах и соответственно в парламенте. Хотя президент формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает серьёзного влияния на осуществление государственной власти ( например Германия). Парламентская республика – менее распространённая форма правления, чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере, само регулируемой экономикой (Турция, Финляндия и т. д.).

Рекомендуем к прочтению:

Политическая система общества. Теоретические модели политических систем
Через понятие политической системы раскрывается характерное устройство политической власти в конкретном обществе. Ее можно определить как совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических но ...

Политическая власть как особый вид власти
Особым и наиболее известным видом власти является власть политическая. Ее нередко отождествляют с властью принудительной, т. к. она выражается в реальной способности социальной группы либо индивида проводить свою волю при помощи особой си ...

Стандарты Совета Европы
Документ ЕКПЧ не содержит самостоятельных положений по правам меньшинств, хотя многие положения Конвенции имеют прямое отношение к защите прав меньшинств. Тем не менее, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (далее по тексту ...