Истоки и тенденции развития этнического терроризма в XX векеСтраница 5
Политические материалы » Истоки и тенденции развития этнического терроризма в XX веке
Самая крупная перемена последних десятилетий состоит в том, что терроризм является лишь одним из методов, используемых воинствующими элементами общества. Разветвленное «Мусульманское братство», палестинское движение «Хамас», Ирландская республиканская армия, курдские экстремисты в Турции и Ираке, «Тамильские тигры» в Шри-Ланке, движение испанских басков «За родину и свободу» и многие другие возникшие в этом столетии организации с самого начала имели политическое и террористическое крыло. Такое разделение позволяет политическому руководству отмежеваться от террористов, когда те совершают особо дерзкие акции.
В конце XX века терроризм не исчез, став подсистемой всемирной общественной системы, он взаимодействует с ней в зависимости от происходящих в мире социальных процессов. Происходит трансформация прежних довольно четко очерченных образований – левого и правого терроризма – в разнообразные структуры, идейной основой которых являются религия (ислам), религиозно-мистические учения (секты), сепаратизм, экология и другие в том числе и неофашизм.
Идет процесс формирования долговременных очагов социальной напряженности и противоборства, способных легко перейти в стадию открытого конфликта с активным применением форм насилия, в том числе и терроризма. Происходит углубление влияния этноклановых и иных корпоративных групп на развитие конфликта. А так же обострение этноцентристские и религиозно ортодоксальные течения.
Современный терроризм все в большей мере принимает интернациональный характер, выражающийся не только в координации действий с аналогичными зарубежными группировками, но и непосредственном участии иностранных граждан в террористической деятельности на территории различных стран.[13]
Характерные признаки терроризма, представленные нам современной историей многократно, - согласованная массовая акция и использование смертников. Это так называемый “новый стиль” исламского терроризма, пришедший вместе с новым поколением, осененным исламской революцией Хомейни и революцией в Афганистане. Никогда прежде религиозные мотивы не играли такой роли в борьбе палестинцев, и вполне светское окружение Арафата тонет в море нетерпимой молодежи, подавляющей части палестинской общины.
Заслуживает серьезного внимания такая тенденция в развитии терроризма как приобретение им долговременного фактора в современной политической жизни. Терроризм за последние несколько десятилетий превратился в устойчивый феномен социально-политических отношений в основных регионах мира. Он приобрел социальную устойчивость в значительной мере за счет вовлечения на разных этапах послевоенной истории в экстремистскую террористическую деятельность все новых групп населения и общественно-политических объединений, несмотря на активные усилия по его локализации и искоренению. Другой фактор определяющий долговременность существования терроризма состоит в недостаточной эффективности антитеррористической деятельности, отсутствии у общества оптимальных подходов к определению результативных путей противодействия терроризму.[14]
История показывает, что терроризм редко достигает поставленных политических целей, а если и достигает, то часто противоположных желаемым. Не является исключением и терроризм 80-90-х гг Убийство Раджива Ганди в 1991 году, когда он стремился вернуть себе пост премьер-министра, не ускорило и не замедлило упадка партии Индийский национальный конгресс. Усиление террористической деятельности организаций «Хамас» и «Хезболла», безусловно, повлияло на результаты выборов в Израиле. И хотя непосредственная цель помешать развитию мирного процесса, на который сделал ставку лидер палестинской автономии Ясир Арафат, была достигнута, действительно ли приход к власти консервативной партии «Ликуд» послужил интересам этих групп?
Рекомендуем к прочтению:
Разновидности терроризма
Классификаций терроризма существует множество:
· по сфере действия - государственный и международный;
· в зависимости от идентичности субъекта – этнический и религиозный;
· по средствам, используемым в террористических актах – террориз ...
Кризисные тенденции в мусульманско-коптских отношениях в АРЕ в конце XX – начало XXI вв.
В начале XXI столетия мусульманско-христианские отношения на Ближнем Востоке – главной арене исторического сосуществования и взаимодействия двух великих мировых религий – характеризуются противоречивыми тенденциями. С одной стороны, религ ...
Сущность и динамика «бархатных» революций и их социальный состав
Среди всех событий, происходивших на постсоветском пространстве в последние пятнадцать лет, пожалуй, наиболее широкий резонанс в мировом сообществе вызвала волна «демократических», по мнению их участников, переворотов, негласно названных ...
