PoliticalMind

Политическая аналитика

Истоки и тенденции развития этнического терроризма в XX веке
Страница 5
Политические материалы » Истоки и тенденции развития этнического терроризма в XX веке

Самая крупная перемена последних десятилетий состоит в том, что терроризм является лишь одним из методов, используемых воинствующими элементами общества. Разветвленное «Мусульманское братство», палестинское движение «Хамас», Ирландская республиканская армия, курдские экстремисты в Турции и Ираке, «Тамильские тигры» в Шри-Ланке, движение испанских басков «За родину и свободу» и многие другие возникшие в этом столетии организации с самого начала имели политическое и террористическое крыло. Такое разделение позволяет политическому руководству отмежеваться от террористов, когда те совершают особо дерзкие акции.

В конце XX века терроризм не исчез, став подсистемой всемирной общественной системы, он взаимодействует с ней в зависимости от происходящих в мире социальных процессов. Происходит трансформация прежних довольно четко очерченных образований – левого и правого терроризма – в разнообразные структуры, идейной основой которых являются религия (ислам), религиозно-мистические учения (секты), сепаратизм, экология и другие в том числе и неофашизм.

Идет процесс формирования долговременных очагов социальной напряженности и противоборства, способных легко перейти в стадию открытого конфликта с активным применением форм насилия, в том числе и терроризма. Происходит углубление влияния этноклановых и иных корпоративных групп на развитие конфликта. А так же обострение этноцентристские и религиозно ортодоксальные течения.

Современный терроризм все в большей мере принимает интернациональный характер, выражающийся не только в координации действий с аналогичными зарубежными группировками, но и непосредственном участии иностранных граждан в террористической деятельности на территории различных стран.[13]

Характерные признаки терроризма, представленные нам современной историей многократно, - согласованная массовая акция и использование смертников. Это так называемый “новый стиль” исламского терроризма, пришедший вместе с новым поколением, осененным исламской революцией Хомейни и революцией в Афганистане. Никогда прежде религиозные мотивы не играли такой роли в борьбе палестинцев, и вполне светское окружение Арафата тонет в море нетерпимой молодежи, подавляющей части палестинской общины.

Заслуживает серьезного внимания такая тенденция в развитии терроризма как приобретение им долговременного фактора в современной политической жизни. Терроризм за последние несколько десятилетий превратился в устойчивый феномен социально-политических отношений в основных регионах мира. Он приобрел социальную устойчивость в значительной мере за счет вовлечения на разных этапах послевоенной истории в экстремистскую террористическую деятельность все новых групп населения и общественно-политических объединений, несмотря на активные усилия по его локализации и искоренению. Другой фактор определяющий долговременность существования терроризма состоит в недостаточной эффективности антитеррористической деятельности, отсутствии у общества оптимальных подходов к определению результативных путей противодействия терроризму.[14]

История показывает, что терроризм редко достигает поставленных политических целей, а если и достигает, то часто противоположных желаемым. Не является исключением и терроризм 80-90-х гг Убийство Раджива Ганди в 1991 году, когда он стремился вернуть себе пост премьер-министра, не ускорило и не замедлило упадка партии Индийский национальный конгресс. Усиление террористической деятельности организаций «Хамас» и «Хезболла», безусловно, повлияло на результаты выборов в Израиле. И хотя непосредственная цель помешать развитию мирного процесса, на который сделал ставку лидер палестинской автономии Ясир Арафат, была достигнута, действительно ли приход к власти консервативной партии «Ликуд» послужил интересам этих групп?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем к прочтению:

Государственный флаг
8 апреля 1918 г. ВЦИК утвердил декрет, который гласил: «Флагом Российской Республики установить Красное Знамя с надписью «Российская Социалистическая Федеративная Респу­блика». Принятая 10 июля 1918 г. Конституция РСФСР опре­делила, что т ...

Трактовка теории империализма социалистическими теоретиками. Теория империализма К. Каутского
Каутский в конце 80-х годов XIX в., заинтересовавшись учением Маркса и Энгельса, начал переходить на позиции марксизма и впоследствии сыграл определенную роль в его распространении. С 1883 г. он редактировал теоретический орган немецкой с ...

Ислам и Запад
Хантингтон даже приводит слова Билла Клинтона о том, что у Запада противоречия не с исламом вообще, а только с непримиримыми исламскими экстремистами. Четырнадцать веков истории свидетельствуют об обратном. Отношения между исламом и христ ...