PoliticalMind

Политическая аналитика

Место политической науки и политической философии в современном изучении политики
Страница 1
Политические материалы » Политология и политическая философия » Место политической науки и политической философии в современном изучении политики

В античности и средневековье в условиях, когда политическое было интегрально слито с другими сферами общественной жизни и самостоятельно не существовало, оно пребывало в состоянии в-себе-бытия и обосновывалось в контексте общей господствующей социально-исторической парадигмы. Вычленившись из целостного человеческого социума, оно обнаружило потребность в разработке особых социально-философских и мировоззренческих оснований, призванных обеспечить собственную легитимизацию, и в то же время предложить собственную интерпретацию мира, выделить себя из состояния в-себе-бытия в состояние для-себя-бытия. Обнаружилось, что политическое может использовать свое видение мира в качестве орудия собственного производства и воспроизводства, придания себе фундаментальной значимости.

В этом контексте в России политологии отводится приоритетное место в обществознании. Само слово «политология» прочно вошло в научный, публицистический лексикон. К политологам относятся как к очень нужным в обществе специалистам.

Однако и политическая философия приобрела определяющее значение. Она является историческим феноменом, и в силу этого ее формирование и эволюция представляют собой процесс не только постоянного противоборства и смены различных конфликтующих видений, концепций и трактовок мира политического, различных концепций и методологических позиций, но и изменения самого способа его познания и осмысления.

Любой политический феномен, например, власть, взятая самая по себе, невозможно сколько-нибудь четко фиксировать в понятиях, взятых изолированно от других феноменов. Чтобы выявить ее сущность, необходимо определить содержание понятия «государство», а его, в свою очередь, нельзя выяснить, не выявив то, какое именно содержание мы вкладываем в понятие «политическое», и т.д. Власть, взятая в ее конкретной явленности, в чисто практическом ее воплощении, лишается многих своих важных сторон, редуцируется и упрощается. Поэтому при анализе власти применяется множество подходов, каждый из которых имеет свое понимание момента истины, но при этом как бы оставляя за скобками вопрос о природе власти как человеческого, социального феномена вообще. Используя разные методологические подходы и методы исследования, политическая наука призвана раскрывать место, роль и функции власти и властных отношений в мире политического, их взаимосвязей с другими сферами человеческой деятельности.

Что касается политической философии, то она призвана в данном контексте определить природу и предназначение власти.

Вопрос «Что делать?» задают и властители, и подвластные, консерваторы и революционеры, общественные деятели и рядовые, имея в виду, как должна быть устроена жизнь людей. Рассеять мрак незнания и сомнений может только свет разума, объективное научное знание.

Где искать этот свет? Многие указывают сегодня на политическую науку и политическую философию, предлагая из философии черпать разум, любовь к мудрости, мерило истины.

На фоне российской современности этот вопрос выглядит особенно актуально. Наверное, невозможно дать единственный рецепт для спасения тяжело больного общества. Но можно внять предостережениям от механического следования западным или восточным моделям экономики, ни одну из которых нельзя считать идеальной. Следует искать свой путь, позволив России быть только собой.

Положение, в котором находится Россия, толкает к поиску причин ее бед и неудач. Сильный ищет причину не только вне, но и в себе, в своих предках, слабый же обвиняет всех, кроме себя. Национальная самокритика – дело очень нужное, она открывает возможности для самосовершенствования и новые пути развития.

Возможно ли вновь обрести уверенность в надежности бытия? Народная мудрость и история утверждают, что это возможно. Они раскрывают перед нами внутренний состав человеческого бытия и показывают, что люди непрестанно творят свою судьбу в трех сферах жизни – умственной, психической и материальной – и что их силы не что иное, как результат их прежних действий и в то же время причина их будущей судьбы. Россия многократно переживала трагические ситуации, поднималась и продолжала свой путь.

Существуют разные взгляды на Россию. В представлении многих на Западе это страна с вековыми традициями крепостничества и деспотизма, мертвая в политическом отношении. В то же время очевидно, что в Российском государстве сложились традиции самоуправления и свободы.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Бильдербергский клуб
Из всех подозреваемых в претензиях на мировое господство за закрытыми дверями элитное общество бильдербергеров — одно из самых популярных и привлекает к себе теоретиков заговора с момента своего основания. Даниэль Эстулин в своей книге «К ...

Б.Н. Чичерин – основоположник политологии в России
Видным деятелем либерального движения в России был профессор Московского университета Борис Николаевич Чичерин (1828–1904). Его перу принадлежат труды по государственному праву, истории политических учений, теории государства и истории ру ...

Теоретико-методологические основания комплексного анализа политической элиты
Методологический и терминологический плюрализм, возникший одновременно с публикацией первых классических работ по элитологии В. Парето и Г. Моски, сохраняется и по сей день. В зависимости от стоящих перед ученым задач, он может по своему ...