PoliticalMind

Политическая аналитика

Политическое развитие
Страница 1

Мир политики динамичен и многообразен. Это очевидно. Очевидным является и то, что существующие в мире политические порядки заметно различаются политическими ценностями, идеалами, формами правления, степенью участия масс в политической жизни, характером взаимоотношений между различными политическими институтами. Очевидно также и то, что современные политические системы по этим и другим показателям отличаются от тех, которые существовали в другие эпохи. Не менее очевидным является и факт существенных различий политических систем на оси Восток - Запад. Все это многообразие мира политики политическая теория пытается свести к традиционным и современным политическим системам. www.transportsolve.ru

В традиционном обществе политическая жизнь строго регламентирована традициями и обычаями, диктующими образы политического поведения. Функции политических институтов не дифференцированы. Такие системы медленно реагируют на изменения как внутренней, так и внешней среды.

Современные политические системы, наоборот, вследствие "разделения труда" между различными политическими институтами, как по горизонтали, так и по вертикали, способны быстро и адекватно реагировать на требования новых социальных групп, они успешно адаптируются к меняющимся условиям своего функционирования.

Однако как осуществляется трансформация традиционных политических систем в современные, почему одни из них успешно модернизируются, в то время как удел других - разрушение и гибель?

Для анализа динамики политической жизни, обозначения процессов ее изменения, для определения уровня Политического развития общества в политической науке существуют разные понятия: прогресс, эволюция, изменения, развитие, модернизация.

В 50-х годах XX столетия в западной политологии активно разрабатывалась концепция "политического развития", призванная выявить источники, характер и направленность политических изменений. Чем они обусловлены - вот вопрос, поставленный еще античными авторами. Аристотель указывал на зависимость политической сферы от социальных факторов, в частности от социального неравенства. Мысль об отраженном характере политики, о ее зависимости от внешних по отношению к ней факторов (экономических, социальных культурных и пр.) долгое время доминировала в политической науке.

Наиболее полно детерминистский подход к анализу сущности, характера и причин политических изменений был разработан марксизмом. По мнению теоретиков марксизма, способ производства материальных благ, составляющий экономический базис общества, определяет характер "политической надстройки". Изменения материальных основ жизни общества неизбежно ведут к изменению в его социальной структуре, в политической системе, в уровне образования и т.д.

Обусловленность политического состояния общества экономическими и социальными факторами безусловна. Однако в разные исторические эпохи степень воздействия экономики на внеэкономические сферы общества, в том числе и на политику, неодинакова. Она абсолютна в примитивных обществах, обеспечивающих индивидам лишь физическое выживание. Но чем выше уровень развития экономики, чем сложнее социальная стратификация общества, чем многообразнее деятельность людей, тем более самостоятельной становится политика, как, впрочем, и другие сферы общественной жизни. Прогресс общества не сводится теперь только к экономическому уровню, он определяется и другими, в том числе и политическими, составляющими.

В средние века разрабатывается иной подход к анализу природы политических изменений. Он восходит ко взглядам Н. Макиавелли, обосновавшего идею самостоятельности политики и ее первенства по отношению к другим сферам общественной жизни. Эта идея легла в основу концепции итальянских социологов - В. Парето, Г. Моски, Р. Михельса, утверждавших, что именно политическое развитие определяет прогресс общества. Само же оно зависит от качества политической элиты, принимающей важнейшие политические решения. Кругооборот элит ("львов" и "лис") и есть тот маховик, который приводит общество в движение.

Ограниченность этих подходов, а также сомнения относительно возможности прогрессивного развития общества (поступательное развитие европейских политических систем в сторону демократии на протяжении XIX века сменилось откатом многих стран к тоталитаризму) в XX в. способствовали активному поиску иных версий к проблеме сущности, направленности политических изменений, выявлению факторов этих перемен.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Отличие политических конфликтов в России от политических конфликтов в других странах
Содержание политических конфликтов в отдельной стране зависит от структурных и функциональных характеристик политической власти, потребностей политического развития общества, состояния идеологии, традиций и опыта политической борьбы. Срав ...

Разделение власти
Согласно ст.10 Конституции РФ: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В ст ...

Сталинско-большевистский политический режим
После ухода В.И.Ленина с политической арены развернулась острая внутрипартийная борьба, принявшая внутриэлитный и личностный характер. Началось утверждение режима личной власти И.В.Сталина, что привело к формированию в рамках советско-ком ...