PoliticalMind

Политическая аналитика

Политическое лидерство
Страница 7
Политические материалы » Политическое лидерство

Однако, несмотря на оказываемое им влияние на развитие общества, лидер не может по своему произволу творить историю. Политические лидеры выдвигаются определенными социальными группами, и их роль зависит от положения и роли выдвинувшей их группы. В современном обществе политической жизнью руководит его наиболее активная, организованная часть – партия, лидеры опираются на партию.

Роль лидера возрастает особенно в переломные периоды развития, когда требуется быстрое принятие решений, способность правильно понять конкретные задачи. При этом бытует мнение, что «сильный лидер» может решить все проблемы. И в нашей печати периодически разворачиваются дискуссии о необходимости «железной руки». Даже многие подвижники демократии считают, что к демократии мы должны прийти через усиление авторитарности в верхнем эшелоне власти. Или вспомним высказывание президента Л. Валенсы о необходимости установления авторитарной, или даже диктаторской власти в Польше, для того, чтобы добиться намеченных целей преобразования общества.

Действительно, на определенном этапе может возрасти эффективность деятельности при жестком, требовательном лидере. Но основная задача лидера – индуцировать активность, устранять пассивность, вовлекать всех членов группы в управление ею.

Настоящие политические лидеры формируются в политической борьбе. Но как уже было сказано, в нашем недавнем прошлом не было настоящей политической борьбы и не было спроса на политических лидеров. Наши дни подтверждают, что не исчезают собственно политические проблемы, связанные с представительством различных классов и социальных групп в политической власти и с реализацией их интересов. Что и привело к резкому росту спроса на политических лидеров. И в силу тех же прошлых условий, в роли лидеров сегодня оказываются нередко «политкустари», часто с невысоким уровнем политической и социальной зрелости. Все это тем более требует внимательного анализа реальной действительности и изучения имеющегося опыта.

Таким образом, рассмотрев проблему политического лидерства, можно сделать некоторые выводы.

Многие исследователи этой проблемы пытаются прояснить центральный аспект и суть лидерства, однако единого определения политического лидерства не существует, так как оно имеет два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективную деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Представляется возможным определить политическое лидерство как власть, осуществляемую одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям.

Сущность лидера не в индивиде, а в роли, которую он должен выполнять в конкретных обстоятельствах, и это определяет выбор лидера и его поведение, принимаемые им решения.

Существует также потребность в классификации лидерства. М. Вебер выделял три типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное. По стилю различают авторитарное и демократическое лидерство, по видам формальное и неформальное лидерство. В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней: лидер малой группы лиц, обладающий наибольшей властью в данном сообществе, имеющем общие интересы; лидер общественного движения (организации, партии) – лицо, с которым конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов; лидер-политик, действующий в системе властных отношений, где политическое лидерство представлено в виде социального института. Это лидер национального масштаба.

Несомненно, что для становления лидера необходимо формирование имиджа, и это стало особенно актуальным в последнее время: различные кампании для привлечения общественных масс проводятся довольно часто.

Политические лидеры, выражая интересы больших групп людей, могут оказывать значительное воздействие на ход событий, однако лидер не может по своему произволу творить историю: политические лидеры выдвигаются определенными социальными группами, и их роль зависит от положения и роли выдвинувшей их группы.

Несмотря на немалые достижения в области изучения данной проблемы остаются нерассмотренными множество аспектов и поэтому, особенно в России, требуется внимательный анализ реальной действительности и изучение имеющегося опыта.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Рекомендуем к прочтению:

Социальная структура и социальная политика. Взаимосвязь и взаимообусловленность.
Процесс создания гражданского общества имеет свои специфические особенности. Для его появления необходимо наличие развитой социальной структуры и отлаженной социальной политики государства. Социальная структура – совокупность связей и о ...

Ведение
Возникновение политической мысли в истории цивилизации дискретно во времени и пространстве. Этот процесс неразрывно связан со становлением первых государств как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия о ...

Формы и разновидности демократического режима
Различают две формы демократии. Прямая демократия предполагает, что все граждане непосредственно участвуют в принятии и исполнении решений. В общественных организациях и других коллективах прямая (непосредственная) демократия реализуется ...