PoliticalMind

Политическая аналитика

Политология в системе профессиональной подготовки инженера
Политические материалы » Политология как наука об политике » Политология в системе профессиональной подготовки инженера

Узкоспециализированное техническое мышление, низкий уровень гуманитарной культуры выпускников технических вузов — серьезные причины «девальвации» инженерного диплома. Гуманитаризация высшего технического образования — объективная потребность научно-технического прогресса, который требует от специалистов не только высокого качества инженерных решений, но и умения мыслить самостоятельно в сложных, нестандартных ситуациях.

Ценность гуманитарного образования для будущих инженеров, экономистов, ученых состоит не только в его образовательном, но и в воспитательном воздействии. В инженерном вузе можно выделить три уровня гуманитарного образования в зависимости от влияния его на становление творческих способностей и духовности человека:

ü усвоение минимума знаний об обществе и человеке с обязательной аттестацией (история страны и цивилизаций, философские и экономические учения, история искусств, основы права и общая психология);

ü углубленное и профессионально ориентированное изучение тех областей знаний, которые раскрывают прежде всего особенности взаимодействия социальных общностей (социология, политология, психология рынка, общения, творчества, педагогика, философия науки, хозяйственные и иные отрасли права, культура речи);

ü достижение профессионального уровня образованности и деятельности в общественных и гуманитарных областях (патентовед, переводчик, дизайнер, преподаватель по направлению или специальности), подтверждение квалифицированными работами (проектами) или самостоятельными исследованиями творчества и деятельности в науке, технике, искусстве, политике.

Необходимость гуманитаризации технического образования вызвана и тем, что значительному числу выпускников инженерного вуза приходится заниматься не только инженерной, но и управленческой деятельностью. Это требует от них глубоких знаний в области политологии.

Политология, объясняя политические процессы и раскрывая закономерности функционирования и развития политических систем, государственных институтов и общественно-политических организаций, тем самым способствует тому, чтобы члены общества — руководители и рядовые граждане — осознавали общественные потребности и интересы, разбирались в проблемах, подлежащих решению, понимали перспективные задачи, которые зачастую заслоняются элементарными повседневными нуждами.

На уровень и характер преподавания политологии оказывают существенное влияние неоднозначные процессы, происходящие в обществе и массовом сознании. В последние годы кризис общественного сознания развивается по формуле: от конформизма к плюрализму и от него к тотальному негативизму, проявляющемуся в лозунге: «Отдохнем от идеологии!». В обществе с ослабленными духовными ориентирами у многих людей возникает ценностный вакуум. Пошатнулось доверие к рациональной социальной мысли, к способности разума критически воспринимать те или иные ценности, традиции, взгляды. Обострился кризис политической социализации молодежи: воздействие политической культуры на личность через традиции, опыт предшествующих поколений становится все более сложным. Также следует отметить, что в переходном обществе с характерной для него социоструктурной и еще более радикальной социокультурной маргинализацией действует механизм негативной мобилизации. Достаточно интенсивно проявляют себя и различные формы электорального негативизма в студенческой среде. Все указанные факторы накладывают свой отпечаток на преподавание политологии.

Политология в современных условиях призвана кроме передачи определенной суммы знаний о политике научить студентов инженерного профиля защищать свои права, реализовывать личные и групповые интересы через представительные политические институты, терпимо относиться к инакомыслию, искать компромиссы и достигать консенсуса по ключевым вопросам. Изучение политологии развивает способности к элементарному рационально-критическому осмыслению политики, позволяет студентам овладеть техникой и методикой организации митингов, избирательных кампаний, составления петиций, ведения политических дискуссий и переговоров, способствует развитию навыков самовыражения и аргументации. Это крайне необходимо в условиях укорененности в массовом сознании популистского образа мира, для которого характерны упрощенное объяснение событий, плоское видение реальности, радикализм и непримиримость. В этой связи уместны слова французского политолога Ф. Бро: «В политике, где худшие страсти могут внезапно превратить людей в фанатиков, замутить предрассудками их сознание, задача политической науки — вносить холодный, трезвый, демифологизирующий, объективный взгляд».

Многолетнее вульгарное толкование политической теории, подмена ее политической мифологией обернулись сегодня для общества политическим суеверием и нигилизмом. И здесь важно осознать, что демократию нельзя ввести декретом за один день, ее нельзя построить по одному чертежу за неделю, месяц или год. До демократии общество должно дорасти: экономически, социально, нравственно и, наконец, интеллектуально. Без твердых социальных и духовных основ демократия остается либо мифом, либо неустойчивым политическим режимом, легко заменяемым той или иной формой диктатуры. Демократию не дают, демократии надо учиться.

Рекомендуем к прочтению:

Политическая легитимность
Исторический анализ показывает, что политическая власть может достаточно эффективно функционировать только тогда, когда большинство членов общества добровольно, без видимого внешнего принуждения выполняет ее распоряжения. Здесь возникает, ...

Политические режимы советского государства. Политический режим
Понятие «политический режим» выражает характер взаи­мосвязи государственной власти и индивида.[10] Совокупность средств и методов, используемых государством при отправле­нии власти, отражает степень политической свободы в обществе и право ...

Парламент – законодательный орган государственной власти в Российской Федерации. Внутренняя структура парламента
Двухпалатная структура парламента России объясняется ее федеральным характером и необходимостью представительства на уровне федеральной законодательной власти как интересов населения Российской Федерации в целом (Государственная Дума), т ...