PoliticalMind

Политическая аналитика

Теоретико-методологические основы изучения определения и формирования национальных интересов России
Страница 2
Политические материалы » Национальные интересы и возможности их реализации в России » Теоретико-методологические основы изучения определения и формирования национальных интересов России

Можно выделить два основных подхода к исследованию сущности государства. Согласно классовому подходу, государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса. Основным недостатком данного подхода является то, что в современном всё более усложняющемся мире невозможно однозначно квалифицировать экономическую элиту как единственную властную структуру. Немаловажно и то, что в нынешних условиях (в том числе и в России), зачастую экономические возможности приобретаются после вхождения индивида во властные структуры.

В рамках социологического подхода государство рассматривается как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, интересов различных классов и слоев населения страны.

Можно согласиться с тезисом Э.А. Позднякова, что государство должно воплощать в себе глубокую потребность человека в единых для общества ценностях, потребность в универсальном идеале, в некоем ценностном каркасе, способном цементировать, держать совместную социальную жизнь, которая в противном случае может разрушиться[4].

В качестве одного из определений можно привести следующее: «Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории»[5].

В современную эпоху одно государство и только оно способно в полной мере обеспечить национальные интересы любого общества. Это относится и к российскому обществу, которое в данном случае не представляет никакого исключения. Учитывая драматический характер истории России, следует признать, что суверенитет, независимость, территориальная целостность являются основными, необходимыми условиями реализации интересов страны.

Основное отличие государства от остальных политических институтов – суверенитет. Он складывается из:

– независимости государства,

– верховенства государства.

Независимость государства проявляется на международной арене и означает, что оно обладает полномочиями решения внутренних проблем без вмешательства других государств. На практике независимость государства ограничивается независимостью других государств подобно тому, как независимость одного человека ограничивается независимостью другого.

Формально независимыми являются все государства мира, не являющиеся составной частью других государств, как это было, например, при колониальной системе.

На практике же реально суверенными являются не все государства. В основном это развитые экономически бывшие метрополии, подобные США, Китаю, некоторым европейским странам и т.д. Остальные государства в той или иной степени зависят от развитых держав.

Россия в 2000-х годах вернула значительную часть суверенитета, потерянную в 90-е гг. прошлого века. Однако переходный период еще не преодолен, на повестке дня стоит множество проблем, требующих решения. Ситуация осложняется как извне (например, мировой финансовый кризис), так и внутри (территориальное устройство).

Верховенство государства проявляется внутри страны и включает ряд признаков.

Государство в рамках суверенитета, целостности и неприкосновенности границ распространяет свою власть на всю территорию, входящую в это государство. В обозримый исторический период территориальная целостность государства всегда являлась основой его независимости. Значительно подкрепляет суверенитет наличие на контролируемой территории полезных ископаемых и энергетических ресурсов, что позволяет проводить действительно независимую национальную и экономическую политику, при условии поступательного развития всех сфер экономики с приоритетом инновационной составляющей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем к прочтению:

Основные функции политической элиты
В полном соответствии с занимаемым ею местом в общественной жизни политическая элита выполняет ряд важнейших задач и функций. Прежде всего к её социальным задачам относятся принятие и контроль за реализацией решений, раскрывающие её цент ...

Мораль, политические обычаи и традиции как регуляторы политического поведения
В содержании механизма нормативного регулирования политической системы общества входят также нормы морали (нравственности), т.е. установленные и охраняемые силой общественного мнения правила, образец поведения человека в той или иной типи ...

Типы партий
Мир партий многообразен. Они отличаются не только названиями, но и более существенными признаками, что позволяет выделить разные их типы. В зависимости от социальной базы различают: партии моносредные, состоящие исключительно из представ ...