PoliticalMind

Политическая аналитика

Политическая антропология о происхождении государства
Страница 3
Политические материалы » Политическая антропология о происхождении государства » Политическая антропология о происхождении государства

Примером подобного лидера может послужить «вождь в леопардовой шкуре» скотоводов-нуэров, живущих в верховьях Нила. Его реальное положение мало чем отличается от положения других общинников. Единственное, что внешне выделяет его, - это леопардовая шкура. Статус вождя связан с выполнением посреднических функций при урегулировании конфликтов между представителями различных родственных групп. Его задача – убедить враждующие стороны не устраивать кровную вражду, а ограничится выкупом. Однако его влияние распространяет лишь в пределях племени и его подразделов. В межплеменных делах они не пользуются высоким авторитетом.

На противоположном полюсе – крупные общины оседлых земледельцев, состоящие из отдельных домохозяйств, родов и др. Их возглавляли наиболее авторитетные представители общинных ячеек (отцы семейств, главы рода и пр.) Из данных лиц на уровне всей общины появляются влиятельные лидеры. Они были организаторами общественных работ, представляли свои группы в межобщинных отношениях, выполняли религиозные ритуалы, возглавляли военные походы, занимались урегулированием внутренних споров, но что самое главное – они руководили распределением добычи. То есть господствует все тот же фундаментальный принцип эквивалента, но древняя практика реципрокного обмена в этом пункте оттесняется специфической системой перераспределения, получившего название редистрибуции.

Редистрибуция как важнейший политэкономический принцип возникает с того момента, когда средства коллектива оказываются в распоряжении главы группы. Посредством щедрых демонстративных раздач глава процветающей группы повышает свой престиж и занимает более высокое положение в общине. Эти щедрые раздачи связаны со специфическим институтом, которое получило название бигмена (от англ. bigman).

Принципиальное отличие власти бигменов от власти вождей – это ненаследуемый характер их общественного статуса. Источник высокого статуса бигмена – это его престиж, связанный с организацией массовых пиршеств и раздач. Это позволяло ему создавать сеть зависимых лиц, что дополнительно способствовало его преуспеванию. Однако влияние бигмена не было стабильным и полностью зависело от его возможности поддерживать клиентные связи с другими членами общины и требовать возвращения долгов, от его умения подчинить амбиции членов общины своим собственным интересам.

Но что же дальше? Как существует община в окружающем ее мире? Каков характер ее связей с соседями, тем более с этнически родственными ей общинами? Эти вопросы привели антропологов к разработке такой формы социальной организации, как племя.

Племя

Понятие племени – одно из самых неопределенных в антропологической науке. Характеризуя племенной уровень политической интеграции, Сервис акцентирует внимание на том, что это – надобщинная политическая структура.[10] Каждый сегмент племенной организации (община, линидж, патронимия и т.д.) экономически независим. Лидерство в племенах, как и в локальных группах, является личным. Оно основано исключительно на индивидуальных способностях и не предполагает каких-либо формализованных должностей. Однако в племенах существует определенный механизм урегулирования конфликтов путем посредничества. Данные функции могут быть возложены как на племенные сегменты, так и на их представителей или наиболее авторитетных лиц.

Нередко говорят о двух исторических формах племенной организации. Более ранняя из них обозначается термином «сегментарное племя» или «сегментарное общество».

«Сегментарным называется общество, где социальные механизмы опираются на институциональное существование сегментов, которое то распадаются, то соединяются в зависимости от назревших задач, конфликтов, требующих разрешения, предстоящих сражений».[11] Несколько типов сегментов, объединенных по территориальному, возрастному, семейному признакам, могут сохранять устойчивость. Самыми эффективными с точки зрения устойчивости сегментами являются сегменты, создаваемые на основе семейных групп, благодаря привязанности к общему предку. Как правило, в этом случае уже можно говорить о роде.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем к прочтению:

Либерализм, неолиберализм.
Либерализм (от лат. liberalis – касающийся свободы, присущий свободному индивиду) – учение и общественно-политическое течение, провозглашающее свободу личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сфер деятельно ...

Преобразования российских политических институтов в современных условиях
Политические изменения в России зачастую не являлись реакцией на качественные изменения в обществе, а происходили исходя из логики политической борьбы. Характер и успех социальных изменений, прежде всего, зависят от уровня политической ин ...

Принципы проведения выборов в Российской Федерации
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в ...