Теоретико-методологические основы изучения
определения и формирования национальных интересов РоссииСтраница 1
Политические материалы » Национальные интересы и возможности их реализации в России » Теоретико-методологические основы изучения
определения и формирования национальных интересов России
Прежде чем вести речь о национальных интересах России следует внести ясность в само понятие «национальное». Применительно к России, учитывая ее особенности, это особенно важно.
Вопрос о национальном исходит из родоплеменной организации людей, где сообщества, основанные на кровно-родственных связях, получили название этносов. Они определяли взаимодействия людей на территории этноса, связь между поколениями, условия хозяйственной жизни. Значение индивида полностью определялось его принадлежностью к семье, роду, племени. Сама его жизнь и его способности принадлежали этносу.
Таким образом, культивировался своего рода «этнический редукционизм, сводящий различные отношения – хозяйственные, моральные, военные – между людьми к отношениям этническим, а различные их ориентации и оценки – к этническим установкам»[1].
По мере развития племена объединялись, система их управления усложнялась, возникли предпосылки к появлению государства. С образованием государства на смену этносу приходит народ – общность племен в рамках общих пространств.
В дальнейшем этнические признаки уравниваются с сословными, корпоративными, религиозными, политическими, а принадлежность к языку и культуре оказывается все более весомой в сравнении с принадлежностью к племени и месту.
Со временем, в процессе столкновений между государствами, происходит географический разрыв этносов на части, после чего те продолжают свое существование в рамках государств как полиэтнических образований, в виде диаспор, разбросанных по всему социальному миру. Таким образом, исторически складывается ситуация, при которой различные этносы существуют наряду с другими этносами в одном государстве. Согласно тезису Гегеля, «гражданское общество разрывает…узы индивида, делает членов семьи чуждыми друг другу и признает их самостоятельными лицами»[2]. Этнос при этом является составной частью гражданского общества, но этнические связи, несмотря на то, что продолжают играть важную роль в жизни и взаимодействии людей, все же утрачивают прежнее структурообразующее значение и отходят на второй план.
По нашему мнению, понятие «национальное» следует связывать не только с территорией этноса, его традициями, культурными стереотипами и языком, но и с полем деятельности общества, с его государственностью, с правом. Поэтому национальные интересы следует понимать не как интересы определенного этноса, а как интересы общества, организованного в государство. Именно в этом смысле следует употреблять понятие «национальные интересы», а именно – как синоним интересам общества.
Всё вышесказанное особенно важно для России, учитывая тот факт, что российское государство, согласно Конституции РФ (Преамбула, ст. 3), является многонациональным.
Национальные интересы России в данной работе следует исследовать первоначально с уяснения суверенитета и государственной целостности России, как первого необходимого условия для реализации ее национальных интересов.
«Государство» – одно из краеугольных понятий политической науки. Без него невозможно сколько-нибудь эффективное объединение значительных масс людей для совместной жизнедеятельности и отстаивания собственных интересов.
Важность государства для общества определяется тем, что именно в его рамках максимально концентрируется власть и все виды ресурсов. Это делает его «последней инстанцией» для решения всего круга задач, стоящих перед конкретным обществом в определённый исторический период.
Рекомендуем к прочтению:
Приемы «против»
Наиболее часто встречающиеся приемы дискредитации конкурентов.
1. Нейтральная информация о конкуренте и его рекламной концепции, в которой раскрываются методы воздействия на аудиторию. Основная цель - снижение эффективности пропагандистс ...
Введение.
Будь гражданином,
ибо Родина нужна
для твоей безопасности,
для твоих удовольствий,
для твоего благополучия.
Гельвеций,
французский философ
.
Я родилась в феврале 1994 году. Это было время, когда в нашей стране наступило ново ...
Политическое развитие
Мир политики динамичен и многообразен. Это очевидно. Очевидным является и то, что существующие в мире политические порядки заметно различаются политическими ценностями, идеалами, формами правления, степенью участия масс в политической жиз ...