PoliticalMind

Политическая аналитика

Северный Кавказ и Турция.
Страница 2

Для реализации этой цели при Министерстве иностранных дел Турции создано специальное управление, в задачу которого входит развитие отношений с бывшими тюркоязычными республиками СССР. В настоящее

время предпринимаются усилия по созданию единой для тюркских стран финансово-банковской системы. Со своей стороны, новые постсоветские государства предпринимают усилия по установлению и расширению всесторонних связей с соседними странами.

Фактором, оказавшим влияние на политику Турции в отношении закавказских республик, является наличие там довольно многочисленных диаспор кавказских народов. По некоторым данным, численность кавказской диаспоры в Турции составляет около 7 млн. человек. Например, выходцев из Дагестана, по этим данным, здесь насчитывается около 400 тыс. человек. Действуют общества «Шамиль», «Северный Кавказ» и другие, членами которых являются действующие политики страны, бизнесмены, депутаты парламента, журналисты, даже офицеры турецкой армии. Эти категории населения Анкары более или менее успешно пытаются использовать для расширения своего влияния на Кавказе в целом.

Вообще проблема каспийской нефти и пути ее транспортировки стали мощнейшим фактором соперничества на Кавказе России и Турции. Россия объективно не заинтересована в возможности налаживания транспортных потоков нефти и другого вида сырья из Центральной Азии в обход своей территории, инициаторами чего являются Турция и в определенной мере Азербайджан. Казалось, что ситуация политической и военной нестабильности в Закавказье затрудняет реализацию проектов прогонки нефти по альтернативным российскому маршрутам, однако российское руководство и нефтяные компании пока уступают совместным планам Турции, Азербайджана, Грузии и транснациональных монополий.

Известно, что объективно Турция заинтересована в сохранении напряженности на Северном Кавказе, особенно в Чечне, поскольку этот фактор дает дополнительные аргументы в пользу строительства трубопровода Баку-Джейхан в обход России.

Стамбульская 1999 года сессия ОБСЕ, в ходе которой президенты США, Турции, Азербайджана и Грузии с участием руководителей Казахстана и Туркмении подписали соглашение о строительстве стратегического магистрального нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (Турция) и далее на Запад, могут оказаться более серьезными, чем просто отлучение ее от возможности получения доходов от транспортировки азербайджанской каспийской нефти через свою территорию. Этот супернефтепровод могут построить, а могут, в конце концов, и не ввести в строй, заморозив его строительство на неопределенное время. Но в любом случае останется международный документ-договор с подписями на нем полдюжины президентов, и уже одно это дает в руки американцев и их новых современных вассалов вполне определенные основания и поводы для спекуляций по проблемам региональной безопасности, оправдания возможного применения силы в Закавказье для защиты «жизненных интересов» тех же участников договора, покорения непокорных. Подведена мощная мина и под здание СНГ. Очевидно, что интересы России в Закавказье и корни ее влияния здесь серьезно обрезаются, и эту тактику пытаются применить также в зоне российского Северного Кавказа.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению: