PoliticalMind

Политическая аналитика

Возникновение и развитие концепции «гражданского общества»
Страница 1
Политические материалы » Гражданское общество » Возникновение и развитие концепции «гражданского общества»

Категория «гражданское общество» - одна из самых молодых в отечественном обществознании, в том числе и в политологии. И это несмотря на то, что мировая обществоведческая мысль давно и достаточно подробно исследовала эту проблему.

Исторически идея гражданского общества восходит к политико-правовой мысли западноевропейской Античности. Уже Аристотель, исходя из того, что в греческом полисе гражданами считались лишь те, кто участвовал в суде и народном собрании, т. е. в политической жизни общества, определял гражданское общество как совокупность политических граждан. При этом основой гражданского общества он называл частную собственность, которая делает гражданина независимым и деятельным. Позднее эта идея нашла отражение в творчестве крупного римского политического деятеля — Цицерона, который обобщил представления о гражданстве и обществе. Именно в то время от латинского civis — гражданин, было образовано понятие civilas, т. е. общество. Оба понятия были связаны одновременно с представлением о городе и государстве, о том, что лежит по ту сторону (citer), т. е. в городе в отличие от деревни, и о культурном различии между ними. Отсюда просматривается и родство понятий civis — гражданин и civilis — гражданский и культурный («цивильный»). Оттуда идет понятие civilitas, означающее обходительность, давшее начало понятию «цивилизация».

Основоположник буржуазной идеологии Н. Макиавелли, выступая в защиту человека как личности, отмечал, что государство во избежание возбуждения ненависти со стороны подданных должно не нарушать имущественных и личных прав граждан, т. е. гражданского общества.

Первым, кто употребил понятие «гражданского общества» в общепринятой теперь формулировке, был Т. Гоббс. По его представлению гражданское общество — лишь составная часть государства, без которого люди погрузятся во мрак, дикость, варварство, невежество, бесконечные войны. Дж. Локк, в отличие от Гоббса, отдает предпочтение не государству, которое стоит над гражданским обществом, а гражданскому обществу. Он указывает, что основу гражданского общества составляет частная собственность, которая является священной и неприкосновенной; воздает должное закону, подчеркивая, что ему должны подчиняться все без исключения члены гражданского общества.

Последовательная трактовка гражданского общества как особой, внегосударственной сферы социума стала утверждаться в Европе вслед за публикацией книги А. де Токвиля "О демократии в Америке". В Америке получили развитие оптимальные для своего времени формы политической демократии и элементы гражданского общества; сложилось эффективное позитивное взаимодействие между ними. Добровольные ассоциации граждан пришли на помощь властям. "Свободная сфера общественной жизни" переполнилась так называемыми "обществами", негосударственными учреждениями (Unstaatlichkeiten), объединениями вне сферы государственной власти. Государство стало отстраняться (диссоциироваться) от целой серии функций, которые оно ранее выполняло, поэтому обществу пришлось ассоциироваться.

С развитием капиталистических отношений уже в конце XIX в. резко возросла свобода личности от государства, сократилось пространство прямого командного воздействия последнего. Происходит энергичное развитие и усложнение горизонтальных социальных связей, усиливается структурированность общества, появляются все новые и новые общественные организации и движения, что способствовало активизации процесса вытеснения "локковской" интерпретации гражданского общества интерпретацией "токвилевской". После первой мировой войны процесс демократизации государственных и общественных образований усиливается.

В конце XIX и в течение XX в. дискуссии об отношении гражданского общества и политического государства утихли, а сама парадигма как бы утратила свое значение.

С начала XIX в. и до наших дней наблюдаем две противоположные линии развития этого понятия - части дихотомной теоретической парадигмы: гражданское общество - политическое государство.

Одна линия опирается на германскую культурную традицию, достигая кульминации у Гегеля и Маркса. Гегель стремится помирить либерализм и идею об универсальном государстве, утверждая, что государство - это не радикальная негация общества, находящегося в состоянии непрерывной войны всех против всех (Гоббс), и не инструмент его совершенствования (Локк), а новый момент, охраняющий независимость гражданского общества с целью его трансформации. Только государство, как абсолютный дух и универсальная политическая общность, способно достичь общего интереса.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Социально-экономическая и политическая платформа современного российского коммунизма.
Фактически исполнилось десять лет, как Коммунистическая партия Российской Федерации продолжает пребывать на политическом горизонте страны. Изменилась ли политическая платформа, социально-экономические воззрения лидеров КПРФ на ключевые пр ...

Международные инструменты защиты прав меньшинств.
Во многих государствах наряду с государственнообразующими нациями проживают национальные меньшинства, т.е. представители других этносов, не имеющие своих национально-государственных или национально-территориальных образований. Национальны ...

Международная федерация бухгалтеров
Участвует в разработке принципов бухгалтерского учета — Generally Accepted Accounting Principles (GAAP). Комитет по общественному сектору устанавливает стандарты и разрабатывает руководства по всем аспектам составления финансовой отчетнос ...