PoliticalMind

Политическая аналитика

Конфликт как социальное явление. Типология конфликтов
Страница 3
Политические материалы » Политические конфликты, их виды и способы разрешения » Конфликт как социальное явление. Типология конфликтов

При выявлении корней, причин того или иного социального конфликта необходимо учитывать целый комплекс обстоятельств: экономические, политические интересы, социальный престиж, идеологические, национальные, религиозные, возрастные факторы и т. д. Главным источником конфликта в обществе являются расслоение общества, разделение его на социальные и национальные группы, слои, классы. Основное противоречие между производительными силами и производственными отношениями ведет:

ü к борьбе между социальными слоями, группами, классами;

ü к противостоянию между поколениями (в семьях, организациях);

ü к борьбе между этническими группами в обществе;

ü к противоречиям между различными религиозными общинами;

ü к борьбе носителей различных традиционных ценностей с вновь возникающими обычаями и т. д.

Описывая тот или иной конфликт, мы должны знать:

1) характеристики конфликтующих сторон (их ценности и мотивации, устремления и цели, интеллектуальные, психологические и социальные ресурсы для ведения или разрешения конфликта, представления о конфликте, включая концепцию стратегии и тактики и т. д.);

2) предысторию взаимодействий конфликтующих сторон (отношение друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания, включая их представления о том, что противоположная сторона полагает о них самих, в особенности степень полярности их взглядов по системе «хорошо — плохо» и «заслуживает доверия — не заслуживает доверия»);

3) характеристику конфликта (его границы, жесткость, мотивационную ценность, определение, периодичность и т. п.);

4) социальную среду, в которой возник конфликт (различные инструменты, учреждения и ограничители; уровень поощрения или сдерживания в зависимости от выбранной стратегии и тактики ведения или разрешения конфликта, включая природу социальных норм и институциональных форм для регулирования конфликта);

5) заинтересованные стороны (их отношение к конфликтующим сторонам и друг к другу, заинтересованность в тех или иных результатах конфликта, их характеристики);

6) стратегию и тактику конфликтующих сторон (оценивание и (или) изменение преимуществ, недостатков и субъективных возможностей, попытки одной из сторон оказать влияние на представление другой стороны о преимуществах или недостатках первой — как легитимные, так и нелегитимные попытки с различным соотношением позитивных и негативных стимулов — таких как обещания, поощрения, угрозы, свободный выбор, принуждение, с разным уровнем доверия, типами мотивов и т. д.);

7) результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон (выгоды или потери, связанные с непосредственным предметом конфликта, внутренние изменения у участников конфликта, связанные с их участием в конфликте, долгосрочные перспективы взаимоотношений между участниками конфликта, репутация участников в ходе конфликта у различных заинтересованных сторон).

В своем развитии социальный конфликт проходит три основные стадии: предконфликтную, непосредственно конфликта и разрешения конфликта.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению: