PoliticalMind

Политическая аналитика

Заключение

В целом, на основании вышеизложенного представляется возможным сделать следующие обобщения.

Воззрение Платона на государство и на роль в нем личности имеет все черты реакционной социальной утопии. Кого могла спасти в те катастрофические времена такая утопия? Практически она имела нулевое значение даже при сочувствии к намерениям Платона со стороны некоторых государственных и общественных деятелей.

Платон был объявлен буржуазными историками предтечей теорий социализма и коммунизма, что отрицалось советской наукой. То, что на Западе называли платоновским коммунизмом, в СССР называли коммунизмом потребления, в отличие от теории научного коммунизма, то есть коммунизма производства. Коммунизм Платона - и исторически, и политически не признавался советскими историками результатом исследования, а более того, такая формула считалась публицистическим мифом новейшего антикоммунизма.

Но в этой утопии есть и положительная черта. “С редким реализмом, - пишет Поппер, - Платон понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства”.[16]

Прошедшие тысячелетия показали, что последующие утопии недалеко ушли от прародительницы, созданной гением Платона, который ярко проявился и в создании основ объективного идеализма и разработке его в целостном виде.

[1] См.: Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Наука, 1988. – С. 211.

[2] Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – С. 192.

[3] Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. - М.: «Молодая гвардия», 1996. – С. 63.

[4] Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – С. 199.

[5] Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – С. 219.

[6] Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – С. 226.

[7] Там же. – С. 231-232.

[8] Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – С. 288.

[9] Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – С. 333.

[10] Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – С. 341.

[11] Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1978. – С. 204.

[12] Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – С. 352.

[13] См.: Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1978. – С. 109.

[14] Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – С. 185.

[15] Платон. Избранные сочинения. - М.: Логос, 1994. – С. 322.

[16] Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. Чары Платона. – М.: Фолиант, 1999. – С. 110.

Рекомендуем к прочтению:

Расовая теория.
Расовая теория рассматривает в качестве основных предпосылок возникновения и развития государства деление общества по расовому признаку. Согласно этой теории в мире существуют «высшие» расы, которые призваны господствовать, и «низшие», ко ...

Право и иные социальные нормы как средства организации политической системы
Универсальным фактором, наиболее активно воздействующим на деятельность индивидов, организаций, является система нормативного регулирования. Эта система состоит из целой совокупности норм, включающей нормы права, корпоративные нормы, норм ...

Понятие идеологии
Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена, вот некоторые: К. Маркс как ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающи ...