PoliticalMind

Политическая аналитика

Политические противоречия центра и периферии
Страница 2

Территориальное пространство”, считает Роккан, целесообразно связывать с династической экспансией, при которой отдельный центр и его элита в результате завоеваний получают возможность осуществлять контроль над большими территориями.

Благодаря эффективной системе административного контроля и политике культурной стандартизации центр обеспечивает себе политическое и экономическое доминирование в пределах захваченной и контролируемой им территории. www.todayculture.ru

„Пространство членства” Роккан определяет с помощью веберовского понятия „politische Verband”, а именно как „совокупность отдельных групп, каждая из которых владеет особенной культурной идентичностью и использует ее ради собственных политических и экономических целей".

На основании взаимного согласия эти группы заключают договоренности об обоюдной терпимости и защите друг друга.

Используя понятия „территориального пространства” и „пространства членства", Роккан строит своеобразные „идеальные конструкции", в пределах которых полярность „центр - периферия" может быть легко устранена.

Так, при доминировании „территориального пространства", невзирая на сохранение экономических отличий между центром и периферией, будут происходить процессы политической централизации и культурной стандартизации.

В случае же доминирования „пространства членства” будет существовать не какой-то один центр, а, скорее, ряд экономических и политических центров, которые отличаются друг от друга своей культурной идентичностью.

Кроме этого, оперируя отмеченными понятиями, Роккан предлагает выделять четыре модели государственного строительства. Первая - „преимущественно территориальное пространство”.

При этой модели существует четко выраженный центральный пункт контроля, который, однако, учитывает культурную, экономическую и политическую дифференциацию государственной территории.

Этой модели соответствует унитарное государство. Вторая модель государственного строительства - „преимущественно территориальное пространство, с сильными признаками пространства членства".

Эта модель не исключает существования в пределах территории государства отдельных областей, идентичность которых определяется принадлежностью к региону, а не к государству как территориальному целому. Такой модели соответствует „союзное государство”.

Третья модель государственного строительства - „преимущественно пространство членства". Эта модель обеспечивает отсутствие или же малое количество конфликтов между несколькими региональными единицами, каждая из которых имеет свой центр принятия политических решений. Даная модель существует в виде „органического федерализма”.

И, наконец, четвертая модель государственного строительства - „преимущественное пространство членства с выразительными признаками территориального пространства".

Эта модель предусматривает существование разнообразной региональной идентичности, с одной стороны, и одного или нескольких конкурирующих центров, которые имеют собственные амбиции по поводу территориальной стандартизации, - с другой. Такая модель может быть представлена в виде „механического федерализма".

Страницы: 1 2 

Рекомендуем к прочтению:

Уроки тэтчеризма
По сути, свидетельствует Н. Лоу, при Тэтчер национальная промышленность "твердой рукой" была принесена в жертву алчным финансовым акулам. Радикальный американский экономист Л. Ларуш метко прозвал эту монетарную стратегию "о ...

Демократия и либерализм
В социально-экономической литературе обсуждается вопрос об издержках становления демократии, а точнее - о возможном негативном влиянии "преждевременной" демократизации на экономический рост. Результаты проведенных исследований ...

Понятие и структура политической системы общества, ее социально-историческая обусловленность.
Термин «политическая система» стал широко применяться в политологии, начиная с середины ХХ века. Главным образом это было обусловлено использованием системного подхода для исследования политической жизни. Впервые его применил Т.Парсонсдл ...