PoliticalMind

Политическая аналитика

Политические противоречия центра и периферии
Страница 2

Территориальное пространство”, считает Роккан, целесообразно связывать с династической экспансией, при которой отдельный центр и его элита в результате завоеваний получают возможность осуществлять контроль над большими территориями.

Благодаря эффективной системе административного контроля и политике культурной стандартизации центр обеспечивает себе политическое и экономическое доминирование в пределах захваченной и контролируемой им территории. www.todayculture.ru

„Пространство членства” Роккан определяет с помощью веберовского понятия „politische Verband”, а именно как „совокупность отдельных групп, каждая из которых владеет особенной культурной идентичностью и использует ее ради собственных политических и экономических целей".

На основании взаимного согласия эти группы заключают договоренности об обоюдной терпимости и защите друг друга.

Используя понятия „территориального пространства” и „пространства членства", Роккан строит своеобразные „идеальные конструкции", в пределах которых полярность „центр - периферия" может быть легко устранена.

Так, при доминировании „территориального пространства", невзирая на сохранение экономических отличий между центром и периферией, будут происходить процессы политической централизации и культурной стандартизации.

В случае же доминирования „пространства членства” будет существовать не какой-то один центр, а, скорее, ряд экономических и политических центров, которые отличаются друг от друга своей культурной идентичностью.

Кроме этого, оперируя отмеченными понятиями, Роккан предлагает выделять четыре модели государственного строительства. Первая - „преимущественно территориальное пространство”.

При этой модели существует четко выраженный центральный пункт контроля, который, однако, учитывает культурную, экономическую и политическую дифференциацию государственной территории.

Этой модели соответствует унитарное государство. Вторая модель государственного строительства - „преимущественно территориальное пространство, с сильными признаками пространства членства".

Эта модель не исключает существования в пределах территории государства отдельных областей, идентичность которых определяется принадлежностью к региону, а не к государству как территориальному целому. Такой модели соответствует „союзное государство”.

Третья модель государственного строительства - „преимущественно пространство членства". Эта модель обеспечивает отсутствие или же малое количество конфликтов между несколькими региональными единицами, каждая из которых имеет свой центр принятия политических решений. Даная модель существует в виде „органического федерализма”.

И, наконец, четвертая модель государственного строительства - „преимущественное пространство членства с выразительными признаками территориального пространства".

Эта модель предусматривает существование разнообразной региональной идентичности, с одной стороны, и одного или нескольких конкурирующих центров, которые имеют собственные амбиции по поводу территориальной стандартизации, - с другой. Такая модель может быть представлена в виде „механического федерализма".

Страницы: 1 2 

Рекомендуем к прочтению:

Проблемы становления демократии в Азербайджане
Будучи продуктом человеческого сознания, демократия, в ходе развития и совершенствования общества, обогащается новыми идеями, положениями и практикой. Каким бы сложным не был путь в демократию, мировая практика показала, что она отвечает ...

Политическая антропология о происхождении государства
Эгалитарные и неэгалитарные локальные группы В рамках политантропологии было создано множество теорий о происхождении государства, об эволюции систем лидерства и власти в доиндустриальных обществах. Наиболее популярной является схема эво ...

Основные категории политики
Политология как наука располагает своим понятийным (категориальным) аппаратом. Основной категорией является политика. Она определяет суть таких понятий, как политическая жизнь, политические отношения, политический механизм, политические д ...