PoliticalMind

Политическая аналитика

Заключение

Итак, мы рассмотрели взгляды Гегеля на государство и право.

Задачу философии Гегель видел в том, чтобы постигнуть государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах.

Философия права не должна заниматься ни описанием эмпирически существующего, действующего законодательства (это предмет позитивной юриспруденции), ни составлением проектов идеальных кодексов и конституций на будущее. Философской науке надлежит выявить идеи, лежащие в основании права и государства.

Гегель включал в понятие права гораздо более широкий круг общественных явлений, чем это было принято в философии и юриспруденции начала 19 века.

Политический идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу с дворянством и установлению конституционного строя в Германии путем медленных, постепенных реформ сверху.

В учении о внешнем государственном праве (международном праве) Гегель подвергает критике кантовскую идею вечного мира. Придерживаясь в целом прогрессивных взглядов на отношения между государствами, проводя идеи необходимости соблюдения международных договоров, Гегель в то же время оправдывает возможность решения споров международного характера путем войны. К этому он добавляет, что война очищает дух нации.

В такого рода представлениях Гегеля сказалась его положительная оценка войны Германии с наполеоновской Францией.

Политическое учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие политико-правовой мысли. Содержащиеся в нём прогрессивные положения послужили теоретической основой и дали мощный толчок развитию либеральных и радикальных концепций, в том числе младогегельянского движения.

Вместе с тем в учении Гегеля была заложена и возможность его консервативной интерпретации.

Гегелевская философия давала довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и критических оппозиционных воззрений.

Рекомендуем к прочтению:

Буддизм
С критикой ряда основных положений Вед, Упанишад и брахманистской идеологии в целом в VI в. до н. э. выступил Сидлхартха Гаутама (623—544 до н. э.), прозванный Буддой (Просветленным). Он отвергает мысль о боге как верховной личности и нра ...

Поворот от Ленинской концепции
Сталин любил подчеркивать свою верность идеям Ленина. Но в дейст­вительности он сознательно или не­вольно отступал от них, схематиче­ски спрямлял их жизненную диалектику, нередко пе­реворачивал их социально - гуманистическое содержа­ние. ...

Нужны ли женщины в политике?
Чтобы ответить на ключевой вопрос необходимо обратиться к результатам исследования женщин как политиков. «Женщины обладают большей нравственной силой, у них более высокие этические нормы и особая способность устанавливать и поддерживать ...