PoliticalMind

Политическая аналитика

Гегель о государстве
Страница 2

Государство Гегель рассматривает как осуществление подлинной свободы. «Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно, между тем как в природе он получает действительность лишь как иной, чем он, как спящий дух»2. Но так как дух в философии Гегеля есть лишь философский псевдоним бога, то Гегель не только объявляет государство осуществлением свободы, но ишествием бога в мире. Благодаря этому Гегелевское понятие о государстве приобретает сугубо мистический характер.

Гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстаёт как правовое государство1. Свобода же означает достигнутость такой ситуации правового государства.

Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля – не агрегат атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а живой организм. Поэтому у Гегеля речь идёт не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой – государства, не о противостоянии их автономных и независимых прав и свобод, а об органически целостной свободе – свободе государственно-организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.

Гегель критикует идею народного суверенитета. По его мнению, суверенитет должен принадлежать наследственному монарху.

Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство. В своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию.

Тремя разными властями, на которых подразделяется политическое государство, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.

Законодательная власть – это власть определять и устанавливать всеобщее. Она представлена двух палатным парламентом. Здесь Гегель высказывается за свободу печати и публичность прений в палатах.

Правительственная власть (в т. ч. и судебная) – это власть подводить особенное под всеобщее. Правительственная власть должна руководствоваться законами и волей монарха.

Поясняя характер компетенции монарха, Гегель отмечает, что в благоустроенной конституционной монархии объективная сторона государственного дела определяется законами, а монарху остается лишь присоединить к этому свое субъективное «я хочу»1.

Гегель отстаивает принцип публичности прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений.

В условиях полуфеодальной Германии философ занимал исторически прогрессивные позиции, был сторонником конституционной монархии и законности прав и свобод личности, частной собственности и свободы договоров, суда присяжных.

Высший момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. Субстанция государства, его суверенитет выступают как абсолютная власть над всем единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц и их объединений.

По мнению Гегеля «нравственный момент войны не следует рассматривать как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность».

Суверенитет государства – это абсолютная власть всеобщего над частным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц. Индивидуальные государства относятся друг к другу как самостоятельные и свободные. Их взаимоотношения устанавливаются на договорной, правовой основе.

Вместе с тем, Гегель критикует кантовскую идею вечного мира и считает, что одним из средств разрешения межгосударственных споров является война.

Гарантией независимости государства, по Гегелю, являются его вооруженные силы, развитое состояние которых представляет собой постоянную армию. Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Предпринимательство в России: тенденции и перспективы политики. Развитие сектора малого бизнеса в 1990-е годы
По официальной статистике, количество малых предприятий в России не увеличивалось с 1994 года. После того, как их число удваивалось каждый год в 1991/2 и 1992/3 годах, общее число зарегистрированных предприятий выровнялось и колебалось в ...

Религиозный фактор
Близко к этноисторическому примыкает регионализм, имеющий религиозные корни. При этом большее влияние в политике может иметь не глобальное размежевание конфессий по линии существования доминирующих на Украине двух церквей - православной и ...

Кризисные тенденции в мусульманско-коптских отношениях в АРЕ в конце XX – начало XXI вв.
В начале XXI столетия мусульманско-христианские отношения на Ближнем Востоке – главной арене исторического сосуществования и взаимодействия двух великих мировых религий – характеризуются противоречивыми тенденциями. С одной стороны, религ ...