PoliticalMind

Политическая аналитика

Проблемы социальной политики России в переходный период и пути их разрешения
Страница 2
Политические материалы » Социальная политика » Проблемы социальной политики России в переходный период и пути их разрешения

В немалой степени все это связано с отсутствием национальной концепции социального государства, носящий сколько-нибудь целостный характер, согласие в обществе по вопросу о приоритетах социальной политики на переходном этапе.

Острые дискуссии разворачиваются по поводу и методов реализации социальной политики. Это не случайно, поскольку от того, в каком объеме реализуются права и свободы граждан, как гарантируется государственная поддержка слабозащищенных категорий, зависит, будет ли большинство населения заинтересовано в переменах. www.woldculture.ru

Наиболее целесообразным для успешного функционирования социальной политики России является концентрация внимания на следующих трех блоках проблем.

· Общеметодологические подходы к формированию социального государства[2];

· Регулирование занятости, рынка труда, цены труда и заработной платы;

· Социальная защита населения, регулирование отношений в социальной сфере.

В рамках первого блока можно выделить следующие основные моменты.

Во-первых, коренное изменение экономических основ жизни общества, переход от административно-командных к рыночным экономическим моделям требует радикального изменения принципов социальной политики, подходов к их реализации.

Во-вторых, Российское государство может стать действительно социальным, только если три его элемента – эффективная экономика, сильная власть (законодательная, исполнительная, судебная) и общественные институты (система социального партнерства, согласование интересов главных субъектов трудовых отношений) – будут постоянно и эффективно взаимодействовать.

В-третьих, коренная перестройка всей социальной сферы должна основываться на базовых принципах демократического социального государства:

- приоритете прав человека и его основных свобод в сочетании с принципом индивидуальной ответственности гражданина за свое материальное благосостояние;

- солидарности, обусловленной взаимосвязностью и взаимоответственностью общества и его членов;

- оптимальной поддержки как непосредственно со стороны самого государства, так и со стороны свободных ассоциаций людей, способных во все большей степени брать на себя решение многих социальных задач.

В-четвертых, при разработке государственных социальных программ должен доминировать перспективный, комплексный и социально ориентированный подход.

В-пятых, как показывает мировой опыт, огромную роль играют усилия государства, направленные на становление среднего класса, адресную помощь неимущим и прогрессивное налогообложение богатых.

Следует признать, что уровень ожиданий и требований общества к государству сегодня значительно превышает его возможности. В связи с эти особое значение приобретают информационно-пропагандистское обеспечение социальных реформ, постоянное разъяснение гражданам изменившейся роли государства в социально-экономической жизни общества, конкретных параметров его ответственности, разграничения функций различных уровней власти в управлении социальной сферы; демонстрация политической и финансовой открытости государства.

Эффективная социальная политика не может быть не целостной: ни одну из ее задач нельзя отсечь или проигнорировать без ущерба для развития страны. Однако целостность не только не отрицает, но и предлагает реализацию другого принципа – выделение приоритетов с учетом остроты социально-политическим проблем.

В рамках второго блока проблем центральное внимание уделяется двум взаимосвязанным аспектам – политике занятости и политике доходов.

Важнейшее направление активной политики занятости – ускорение адаптации населения к требованиям рынка, развитие инфраструктуры рынка труда, системы подготовки кадров и т.д. На первый план выдвигаются проблемы совершенствования структуры занятости, диверсификация ее форм, способов реализации, недопущение массовой безработицы в масштабах России и постепенное оздоровление ситуации занятости в регионах, имеющих напряженность на рынке труда. Отсюда вытекает необходимость экспертизы всех федеральных целевых программ с точки зрения оценки их влияния на условия занятости по отраслям и в регионах.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Понятие политической культуры, её структура и типология. Определение политической культуры
Политическая культура представляет собой органичную часть политической жизни общества. Важность изучения этого феномена обусловлена значением самой политики, которая является необходимостью современного человека, играет роль указателя и о ...

Понятие «элита» и основные теории политических элит
Термин «элита» (от фр. elite — лучший, отборный) начиная с XVII в. стал употребляться для именования «избранных людей», прежде всего высшей знати. В Англии, как свидетельствует Оксфордский словарь 1823 г., так стали называть высшие социал ...

Кодекс депутата: от этикета к этике
Обращаясь к содержательной характеристике этических кодексов депутатства (а речь идет прежде всего о федеральных, но отчасти и о региональных органах представительной власти), во-первых, обратим внимание на одно весьма существенное обстоя ...