PoliticalMind

Политическая аналитика

Структура и формы государства
Страница 2
Политические материалы » Основы политологии » Структура и формы государства

Президентская республика. Классическим примером данной формы правления являются США. Эта форма правления строится по принципу: сильный президент - сильный парламент, что предполагает более последовательное разделение полномочий законодательной и исполнительной власти (в ряде стран Латинской Америки, которые пытались скопировать американскую модель, утвердились суперпрезидентские республики, т.к. власть президента не уравновешивается действительно сильным парламентом).

В руках президента сосредоточена вся полнота исполнительной власти. Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. По отношению к высшему представительному органу (парламенту) президент имеет право накладывать вето на его законодательные акты (вето - запрет, накладываемый одним органом власти на решения другого, в данном случае - это право президента не подписывать закон, возвращать его парламенту на повторное рассмотрение). Право вето носит относительный характер: парламент должен повторно проголосовать за отвергнутый закон. Чтобы преодолеть президентское вето, сторонники закона должны собрать 2/3 голосов. В исключительных случаях, например, когда президент обвиняется в преступлениях и в нарушениях конституции, парламент имеет право на импичмент - право на возбуждение процесса досрочного освобождения главы государства от должности и привлечения к ответственности.

В ряде стран (Франция, Швейцария, Литва) сложились формы правления, которые с трудом подходят под вышеназванные "чистые" формы. Их называют полупрезидентскими или смешанными. Президент, являясь главой государства, в тоже время влияет на формирование правительства и назначения на ключевые посты. Хотя, как и в парламентской форме, существует премьер-министр, президент обычно председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Правительство несет двойную ответственность - перед президентом и парламентом. У политологов нет единого мнения относительно формы правления, сложившейся в современной России. Ее оценивают как смешанную, указывая на роль президента в формировании правительства и его влияние на принятие решений правительства, на право роспуска нижней палаты парламента -Государственной Думы (последнее полномочие в президентской республике у главы государства отсутствует). Ряд ученых говорят о России как суперпрезидентской республике, ссылаясь на объем полномочий, предоставленных президенту, и на сложность объявления процедуры импичмента.

Форма государственного устройства характеризует территориальное деление государства и соотношение полномочий центральных и региональных (местных) органов власти. Основными формами государственного территориального устройства являются унитарное государство, федерация и конфедерация. Унитарное (от лат. unitas - единство) государство (Болгария, Венгрия, Великобритания) предполагает распространение на всю его территорию единой системы права, органов государственной власти и управления, единого гражданства. Местные органы управления не обладают какой-либо политической самостоятельностью, но могут быть самостоятельны в хозяйственной и социально-культурной сферах. Унитарные государства бывают централизованными (Швеция, Дания) и децентрализаванными (Испания, Франция). Последняя форма предполагает большую автономность крупных регионов, которые могут иметь даже собственные парламенты и правительство. Федерация (от лат. federatiо - союз, объединение) - это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.). Классическое возникновение федеративных государств осуществлялось "снизу" "вверх" через интеграцию ранее самостоятельных государственных образований в единое государство. Федеральные конституции (в более редких случаях - договор) устанавливают степень самостоятельности ее субъектов. Отношения между центром и субъектами строятся на основе распределения полномочий: часть из них является исключительной компетенцией федерального центра, другая - субъектов федерации, третья - в совместной компетенции. Субъекты федерации могут иметь собственные конституции, правовую и судебную систему, свои органы власти и управления, свое гражданство. В большинстве случаев члены федерации не имеют право одностороннего выхода из союза. Федерация формируется по территориальному (административному) принципу (США, Германия, Бразилия), по национальному принципу (бывшие СССР, Югославия, Чехословакия), либо на сочетании двух основ (Россия, Пакистан). История показала, что национальная федерация оказалась менее устойчивой, чем территориальная (административная) федерация. Разнотипный характер Российской Федерации проявляется в наличии трех видов субъектов, что закреплено ст. 5 Конституции РФ: национальные республики, административно-территориальнве единицы (край, область) и национально-территориальные единицы (автономный округ, автономная область). Сложность подобного строения федерации проявляется в том, что один субъект федерации (автономия) входит в состав другого (область, край). Подобный принцип "два в одном" порождает комплекс экономических и административных проблем в сложносоставленных регионах (Тюменская область, Красноярский край и др.).

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Влияние глобализационных процессов на современное арабское общество
Понятие «глобализация», ставшее предметом самых оживленных дискуссий на рубеже XX–XXI веков, пока не имеет определения, которое можно считать наиболее точным и устоявшимся. Несмотря на то, что на данный момент уже написано и издано немало ...

Парламент – законодательный орган государственной власти в Российской Федерации. Внутренняя структура парламента
Двухпалатная структура парламента России объясняется ее федеральным характером и необходимостью представительства на уровне федеральной законодательной власти как интересов населения Российской Федерации в целом (Государственная Дума), т ...

Проблемы и концепции межгосударственных отношений
В реальности существует ряд противоречий, которые осложняют межгосударственные отношения. 1. С одной стороны, существует общепризнанное в международных документах формальное равенство государств, с другой – реальное их неравенство. Приче ...