PoliticalMind

Политическая аналитика

Политическая социализация как процесс вхождения человека в политическую культуру
Страница 2
Политические материалы » Политическая культура » Политическая социализация как процесс вхождения человека в политическую культуру

формах, запоминаются чаще, чем темы, переданные в письменной или устной форме. Есть и еще одно свойство телевидения, на которое обращают внимание исследователи. Смешение потоков информации, разнообразие тем (от местной сенсации до международных новостей) способствует хаотичности восприятия, мешает создать упорядоченную картину услышанного и увиденного. Они делают вывод, что использование в телевещании изображения чаще разрушает, нежели расширяет рациональное мышление. Эти свойства телевидения используются политтехнологами. Есть мнение, что 70% имиджа

политика создается телевидением.

Политическое участие

Политическая культура индивида находит выражение в степени его вовлеченности в политическую жизнь. Политическая активность у разных людей варьируется. М. Вебер в своей лекции "Политика как призвание и профессия" выделил три возможных уровня участия в политике:

1) профессиональное занятие политикой;

2) участие в политике "по совместительству";

3) участие в политике "по случаю".

Профессиональный уровень занятия политикой демонстрируют политические лидеры, сделавшие политику "делом жизни", а также люди, которые в профессиональном плане обслуживают политических лидеров: партийные функционеры, государственные чиновники, политтехнологи, журналисты.

Второй уровень участия в политической жизни представлен активистами партий и общественных движений

, которые, хотя и занимаются политикой, участвуя в митингах, выступая в роли агитаторов, наблюдателей на выборах, все же имеют сферу профессиональных интересов, лежащую вне политики.

Третий уровень объединяет большую часть граждан, чья политическая активность проявляется в участии в выборах, в акциях протеста или поддержки.

Понятие "политическое участие" используется для обозначения разнообразных форм непрофессиональной политической деятельности, показывая степень реального влияния граждан на институты власти и процессы принятия решений. Политическому участию противостоит такая форма поведения, как политическая иммобильность (от лат. immobilis – неподвижный) – пассивность, полная отстраненность от политической жизни. Так, широко распространенным явлением стал абсентеизм

Абсентеизм является важным индикатором общественного настроения и уровня доверия к политической системе. В нем находит выражение политическая апатия и отсутствие всякого интереса к выборам одних граждан и своеобразный протест других.

Автономное политическое участие рассматривается как результат рационального и относительно свободного выбора. Современные политические системы, в том числе и демократические, предполагают сочетание мобилизационных и автономных форм участия. Это означает, что, наряду с рациональными мотивами участия в политике, сформировавшимися на основе осознания собственных интересов, политическая активность индивидов может быть ответом на мобилизационные призывы партий, демагогическую риторику политических лидеров.

Формы политического участия отличаются не только степенью осознанности, но и масштабностью, легальностью и другими параметрами.

По критерию легальности принято выделять конвенциональные и неконвенциональные формы политического участия.

Конвенциональное участие – поведение, использующее законные либо отвечающие общепринятым нормам формы выражения интересов и влияния на власть. Основной формой конвенционального поведения является участие в выборах. Участие в выборах позволяет ограничить проявления опасных для политической системы форм массовой активности, направив ее в институциональное (регулируемое нормами) русло, когда недовольные политикой правительства люди выражают свой протест, голосуя за перемены. А другая часть граждан посредством выборов демонстрирует поддержку правительственному курсу. Уже на этом примере можно увидеть, что конвенциональное участие ориентировано на достижение разных целей. Американские политологи К. Джанда, Дж. Берри и Дж. Голдман выделили два вида действий:

1) действия, демонстрирующие поддержку власти и политической системы – участие в праздничных мероприятиях по поводу каких-либо событий, работа в качестве наблюдателя на выборах. Даже поднимая государственный флаг в праздничные дни, прикрепляя на одежду значки с государственной символикой, человек демонстрирует поддержку стране и косвенно ее политической системе;

2) действия, посредством которых граждане пытаются повлиять на власть и изменить определенные стороны общественной жизни. В эту группу объединены следующие формы участия:

- голосование за партии и политиков, которые выражают интересы определенной группы избирателей;

- контакты с официальными лицами (чаще всего с представителями местных органов власти), чтобы привлечь их внимание к каким-либо проблемам;

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Политика в культуре
Термин "культурная политика" первоначально появился сфере культурной деятельности зарубежных стран. По данным ЮНЕСКО, к концу 80-х гг. XX в. более чем в 117 страниц имелись министерства и органы, проводящие деятельности в област ...

Понятие парламента и его палат
Палаты Федерального Собрания РФ работают в режиме раздельных заседаний. В Конституции РФ 12 декабря 1993 г. их компетенция определяется дифференцировано, в разных статьях Основного Закона (ст. ст. 102 — 103); полномочия Совета Федерации и ...

Право и иные социальные нормы как средства организации политической системы
Универсальным фактором, наиболее активно воздействующим на деятельность индивидов, организаций, является система нормативного регулирования. Эта система состоит из целой совокупности норм, включающей нормы права, корпоративные нормы, норм ...