Теория Вильяма НисканенаСтраница 4
Политические материалы » Современные теоретические модели бюрократии » Теория Вильяма Нисканена
Когда в 1994 году Нисканен подводил итоги экономического анализа поведения бюрократии, он отметил, что это было не лучшее допущение, на котором следовало бы строить теорию поведения бюро. «Даже во время написания книги («Бюрократия и представительное правление») меня смущало это допущение, поскольку мое личное наблюдение заключалось в том, что неэффективность производства носила более общий характер и не была особым случаем в диапазон ограниченного спросом выпуска» - пишет автор. Нисканен объясняет это тем, что его видение проблемы, вероятно, было искажено вследствие длительного опыта работы в качестве аналитика по вопросам обороны. В военной сфере возможности продвижения ограничены исключительно данной службой, что, по-видимому, усиливает стимулы к максимизации бюджета. Однако, как заметили А. Бретон и Р. Винтроуб, данный мотив вполне может быть значительно слабее для бюрократов, имеющих более широкие возможности для продвижения в других бюро. Последующие эмпирические свидетельства также указывали на то, что зарплаты бюрократов лишь в слабой степени связаны с уровнем и ростом бюджета их бюро.
Исследователи Жан-Люк Миге и Жерар Беланже, комментируя работы Нисканена, предложили подход, который разрешал это несоответствие. Они выдвинули допущение, согласно которому бюрократы действуют с целью максимизации дискреционного бюджета их бюро. Этот бюджет определяется как разность между общим бюджетом и минимальными затратами на ожидаемый политическими властями выпуск. Поскольку ни бюрократы, ни политические власти не могут претендовать на этот бюджет как на личный доход, то данный излишек тратится иными способами, служащими их интересам. Некоторая часть дискреционного бюджета тратится на нужды бюро, такие как дополнительные штаты, капитал и офисные блага. Остаток будет израсходован на удовлетворение интересов властей, осуществляющих политический контроль[9].
Последний вопрос, который Нисканен поставил в своих трудах, заключался в выяснении причин, объясняющих, почему власти выбирают бюро на роль поставщиков большей части финансируемых ими услуг. Первоначально автор полагал, что это объясняется трудностью заключения контракта с частными поставщиками услуг и контроля за их работой. Однако, очевидно, что договариваться с бюро и следить за его работой не менее трудно. Нисканен видит ответ в том, что поставка государственных услуг с помощью бюро генерирует чистый излишек, который бюро делят с членами правительства.
Нисканен отмечает, что бюро будут являться неэффективными поставщиками государственных услуг, если соизмерять их деятельность с соблюдением интересов всего населения, а не рассматривать ее с точки зрения представителей законодательной власти. В этом автор солидарен с мнением ряда экономистов, полагающих, что большинство проблем, часто приписываемых бюро, более прочно коренятся в структуре и правилах принятия решений законодательной властью, а бюро только является предпочитаемыми ею агентами. Поведение всех бюро должно оцениваться в контексте специфического политического рынка, которому они поставляют услуги.
В 1994 году, завершая свою работу над теорией, Вильям Нисканен подвел итоги своих исследований и обозначил ряд вопросов, которые еще ждут решения. Он считает, что основополагающая структура теории бюрократии, обозначенная еще в 1971 году, продолжает оставаться наиболее пригодным подходом к пониманию поведения бюро. Первоначально допущение о том, что бюрократы действуют с целью максимизации своего бюджета, должно быть полностью отброшено в пользу допущения, что они действуют с целью максимизации своего дискреционного бюджета. Затем Нисканен указывает перспективы дальнейших исследований. Он полагает, что большая часть последующих анализов должна сосредоточиться на характеристиках политического окружения, в котором работает бюро[10].
Рекомендуем к прочтению:
Легитимность власти и господство. Их основные типы
Обратим внимание на мотивы подчинения.
Важный мотив – страх. Если люди подчиняются субъекту только из страха перед применением силы или в результате её применения, то такая власть не может быть продолжительное время стабильной и эффектив ...
Предыстория: Круглый стол
Джон Колеман в книге «Комитет 300» пишет, что в 1898 году началась Англо-бурская война, и британская королева Виктория вооружила самую большую и хорошо снаряженную армию на тот момент времени. Виктория думала, что война закончится за две ...
Законодательная власть
Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие закон ...